Когда Войтех Ужбанек зашел за Каролом Кнедликом, тот учил с дочкой грамматику. - Смешивать слова – это алхимия, – говорил Карол, – люди испокон веков пытались найти такой состав слов, из которого можно было бы выжать эссенцию чистой мудрости, понимаешь? - Нет. - Хорошо. Тогда слушай по-другому, – ум Карола Кнедлика, отталкиваясь руками, попятился назад, к исходной точке; повернул в другую сторону. – Окончания в словах бывают трех видов: положительные, нулевые и отрицательные. Бывает так, что окончание у слова есть, но его не видно и не слышно. Но стоит только щелкнуть по нему ногтем – оно появляется! Как чертик из табакерки, понимаешь? - Солома, – сказала девочка. - Хорошо, – сдался харчевник, – расскажу про солому. Возьмем, например, слово «солдат». У него нет окончания. Но стоит ему пропасть... - Так его и так уже нет. - Солдату пропасть, а не окончанию! – он начинал злиться. – Солдат пропал и нету кого? Солдата. Солдата-а-а – появляется «а», понимаешь? - А отрицательное? – немного испуганно спросила девочка. - Отрицательное, это когда возьмешь в долг у ростовщика, – Карол Кнедлик покраснел и раздул ноздри, – возьмешь, а потом он выпотрошит из тебя половину кишок. Был солдат – стал сол... Сол – Соломон. А солому если, то получится «солом» – иначе говоря шалом... – так он обычно здоровается. Войтеху Ужбанеку совсем не хотелось смотреть на знаменитого микроцефала Шлитци – «последнего из ацтеков», и он не торопил Карола Кнедлика, наблюдая, как тот тешится с ребенком. Но потом заволновался – сердце у Войтеха стало стучать точно поперек доли, отчего дирижер, а следом и сам Войтех раскричался и размахался руками. - Не спеши, мой друг! – утешал его харчевник. – Если ты уже вдыхаешь воздух, то дай ему состариться и умереть внутри тебя спокойно. Ты же не хочешь выпускать в мир одних самоубийц среднего возраста? - Пошли... пошли... пошли... – мысли Ужбанека соскочили с пружины и прокручивались вхолостую; он ждал скорее увидеть... - «Вдали чернеет холм огромный, и что-то страшное храпит», – одними губами сказал он, когда из-за домов выглянул шлем циркового купола. - Что? Что ты говоришь? – переспросил, добродушно улыбаясь, Карол Кнедлик. - «Он ближе к холму, ближе – слышит: чудесный холм как будто дышит». Улыбка Кнедлика, точно монгольский лук, натянулась в другую сторону – изумления и ужаса. - Ч-ч-то? – дрожащим голосом спросил он. - «Пред ним живая голова. Огромны очи сном объяты; храпит, качая шлем пернатый, и перья в темной высоте, как тени, ходят, развеваясь. В своей ужасной красоте над мрачной степью возвышаясь». - О господи... – выдохнул харчевник. Голова в одном месте гостеприимно раскрылась, и они вошли внутрь. - Итак, бесподобная Элишка, с ее неповторимым трюком «трансплантация головы»! – кричал разрумянившийся шпрехшталмейстер. – И все, что требуется от почтенной публики, кроме восхищенных глаз – это помощник на сцене! Кто? – обратился он к вершине купола. – Кто? – перевел взгляд на плотно набитые лавки. – Кто? – указал пальцем прямо на не успевшего усесться на свое место Войтеха Ужбанека. - Прошу вас! – заорал шпрехшталмейстер, пустив петуха. И Войтех, подталкиваемый зрителями, вжав несчастную голову в плечи, поплелся на жаркую арену. Под рев публики и восторженные аплодисменты, из-за кулис вышла надменно улыбающаяся Элишка в длинном платье с воротником, плотно закрывающим шею. Зазвучала тревожная музыка... появились трое мужчин, одетых в средневековые монашеские рясы с капюшонами, опущенными на лица; диковинной угловатой походкой вышел японец-самурай, ведя за руку странную, мутную какую-то девушку... как показалось Войтеху, не понимающую где она находится. Потом все стихло. Было слышно, как где-то в глубине цирка шевелятся лошади. Мужчины достали из-под плащей руки, демонстрируя публике заточенный холод хирургических инструментов; японец немного наклонился направо... все молча... все очень тихо; в позе самурая чувствовалась напряженная, сжавшаяся в комок агрессия. И вдруг – все начало происходить очень быстро – японец резким движением выхватил меч и, продолжая начатую еще в ножнах траекторию, филигранно срезал голову у той мутной девы, которую привел с собой. Ее тело подхватили мужчины в плащах, зал ахнул и свет на арене погас. Следующее, что увидели зрители, было тело, минуту назад лишенное жизни, и голова Элишки, пришитая к этому телу – она мучительно, криво улыбалась, слизывая языком кровь с зубов. Зал заревел! Люди прыгали со своих мест – кто-то убегал, другие, напротив, пытались сквозь панику протиснуться на арену, шпрехшталмейстер орал в микрофон... - Войтех, – неожиданно спокойно среди всего этого гвалта сказала голова Элишки, – Войтех, ты рожден чтобы подготовить для меня мужское тело. Береги себя, Войтех. И свет опять погас.