Самым радостным во сне Ужбанека было то, что он проснулся. Карол Кнедлик или просто соврал с перепугу, или так – ради красного словца – сказал, что «и во сне будешь радоваться». Снилась Войтеху телега, у которой вместо колес были человеческие головы; неизвестный конструктор использовал анатомическое соответствие и нашел удачное решение крепления: поставил головы на позвоночники вместо обычных осей. Телега катилась тяжело, кости похрустывали, но «колеса» держались надежно. Останавливаясь у придорожных харчевен, таинственный возница – а его лицо было скрыто капюшоном – кормил «колеса» яичницей.
Головы жрали из корыт, ухватывая скользкие ошметки языком, чавкали, жмурились... а потом одна из них закашлялась и мучительно проблевалась. Сказала: «Все, Войтех... я больше не могу... забери меня в постельку!».
И он проснулся. Вскочил, схватил мерзко-теплую голову и швырнул ее прочь! Зазвенело стекло...
От звона Войтех проснулся окончательно. В комнате крепко воняло керосином, на полу дергалась, умирая, лампа, а снизу слышалось раздраженное ворчание хозяйки: «Лампу разбил?! Разбил, гадость... ну ничего-ничего – посидишь ты у меня без света, писателишка. Бумагомаратель! – это на два нюанса громче, – Тьфу! – хозяйка, как дирижер, хлестнула публику последним аккордом и сняла звук; упокоилась».
Долго еще – пока не начало светать – лежал он, промокший от страха. Вспоминал, как в детстве думал, что ад расположен на фреске в часовне св. Мартина. Бывало, даже узнавал умерших соседей среди растерзанных чертями грешников... а еще, казалось, что они двигаются! Очень медленно – ведь время в аду по-другому течет – но меняют положение, то глубже погружаясь в бочку со смолой, то немного выныривая к следующему воскресенью.
На другой стене был рай. Туда маленький Войтех заглядывал редко. Пасторальные пастухи с пастушками, привлекали куда меньше внимания чем соседи, сваренные в бочке.
Как-то раз, работая в архиве, Войтех обнаружил письмо художника, который расписывал часовню. Он жаловался жене на отсутствие фантазии и на то, что вынужден прибегать к хитрости: бесплатно предлагать написать портрет, чтобы потом воспользоваться лицом, изобразив его на фреске.